Гид-экскурсовод – это субъект, чья задача привести ноги туриста туда, куда он хочет попасть, и вложить в его голову то, что он хочет узнать.
Путь гида-экскурсовода начинается с курсов, которые длятся два месяца. За это время будущие герои туристической отрасли наполняют свои головы начальными знаниями о выбранной профессии и осваивают азы профессионального мастерства. Немножко практики тоже есть.
Следующий шаг – аттестация. Шаг, который делают далеко не все обладатели сертификата курсов (если быть точным, то меньшинство). К этому времени слушатели курсов, привлечённые слухами о высоких заработках экскурсоводов, начинают осознавать, насколько это сложная и нервная профессия, и размышляют на тему «а стоит ли оно того». Те же, кто решается встать на экскурсионную тропу, сдают кучу документов (среди них обязательный диплом о высшем образовании) и проходят аттестационный экзамен, который в каждом регионе свой. Результат экзамена - «Нагрудная идентификационная карточка», в народе аттестат или бейдж.
Потом молодой экскурсовод выходит на маршрут, преодолевая страх публичных выступлений, ужасные мысли «а вдруг я забуду важную историческую дату» и опасения «а если мне зададут вопрос, на который я не смогу ответить». По факту выясняется, что туристов мало волнует важная историческая дата, настроены они доброжелательно, а вопросы задают самые неожиданные и дурацкие, отвечать на которые помогает чувство юмора и жизненный опыт.
И тут молодой экскурсовод понимает: курсы – это было только начало. Учиться придётся всю жизнь без перерыва на обед.
Экскурсоводы непрерывно накапливают знания. Ходят с рюкзаками по горам, ездят на учебные экскурсии, проводят дни в музейных залах. В плохую погоду, когда не поездишь, экскурсоводы собираются в комнатах с большим количеством стульев, чтобы послушать обладателей знаний по интересным для них темам.
Экскурсоводы со стажем – самые эрудированные граждане своих регионов.
Экскурсоводы всегда в курсе событий. Где новый музей открылся и какой закрылся на ремонт, какую обещают погоду, где перекрыли дорогу, как дела у хозяина кафе. Региональные чаты экскурсоводов пестрят сообщениями: «Во дворце ХХХ главный вход закрыли на ремонт. Группы заводим с восточного крыла!» «Был вчера в горном монастыре YYY. Нижнюю тропу размыло дождём, ведите только по верхней!»
Экскурсоводы со стажем знают новости своего региона не хуже штатных журналистов.
Экскурсоводы постоянно изучают психологию людей. Не для того, чтобы ими манипулировать, а чтобы предоставить туристу то, что ему нужно, даже если он сам не знает чего хочет. Опытный экскурсовод понимает, как себя вести, чтобы туристы его не четвертовали в автобусе, который едет в Крымский заповедник – а дорогу неожиданно закрыли.
Экскурсоводы со стажем читают людей, как открытые книги.
Экскурсоводы работают в выходные и праздничные дни. В высокий сезон они обходятся вообще без выходных. Дети экскурсоводов рано становятся самостоятельными: они быстро учатся выживать при вечно отсутствующих родителях. Экскурсовода сопровождают постоянный недосып и боль в спине от многочасовых переездов в автобусах. У каждого есть парочка проверенных рецептов, как восстановить горло и быстро справиться с головной болью. У любого в багаже десяток историй, как ему вынесли мозг неадекватные туристы. А ещё – стоит на полочке дома подарок от туристов благодарных. И не один.
Экскурсоводы выживают на спасибах. На счастливых глазах и благодарных улыбках, на радостных возгласах и словах «без вас мы бы это всё не увидели!» И куда-то девается головная боль и махровая усталость, и появляются силы завтра встать до рассвета, сесть в автобус, взять микрофон – и новой группе восторженных глаз показывать горные силуэты, которые уже отпечатались в мозге, как юрский папоротник на камне.
Работа гида-экскурсовода – это работа с людьми, самыми невыносимыми и при этом самыми прекрасными существами на земле.